Йога.

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно — веды. В «Ригвёде» (одной из четырех вед), создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается и о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.

Приводятся поэтические гимны, воспевающие красоту природы, появляются попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Харалпы (III—II тысячелетия до н. э.) на основании того, что во время раскопок" в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги. В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенствования. 

Тот факт, что учение йоги в своем совершенном виде дошло до наших дней, говорит о его рациональности и целесообразности для современного общества. Оно имеет тысячелетний эмпирический опыт, точное физиологическое обоснование и заслуживает бережного отношения, сохранения всех традиционных и методических принципов, которые подарила нам эта мудрая система.

В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и йоги-практики. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно Хатха-йоге. При этом йоги-практики подразделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди разных профессий, занимающиеся йогой ради здоровья либо для развития своих способностей, гармонии, то есть физического, психического и духовного совершенствования. Для них Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры,

Огромный интерес к йоге можно объяснить тем обширным арсеналом средств, которыми она обладает в плане поддержания отличного здоровья, а также профилактики и лечения многих заболеваний. Рекомендации йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отдыха, гигиены, физической тренировки приобретают актуальное значение и в наше время, так как способствуют здоровому образу жизни.

Психическое равновесие, которое дает йога в наш век стрессов и психологических перегрузок, невозможно переоценить.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать методические правила занятий, советы и рекомендации по этой системе, которые будут даваться в этой работе, постепенно осваивать их практически. Именно постепенно, йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, так как тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Существуют некоторые ситуации, когда нельзя заниматься физическими упражнениями по системе Хатха-йога, а именно:

  1. при повышенной температуре;
  2. при острых заболеваниях и обострении хронических;
  3. детям до 6 лет;
  4. людям старше 60 лет следует соблюдать большую осторожность и постепенность;
  5. женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных;
  6. женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия; можно возобновить их через 3—4 месяца после родов.

Кроме того, имеется ряд противопоказаний при тех или иных заболеваниях, которые указываются при описании упражнений комплекса.

Йога не является панацеей от всех болезней, но она оказывает комплексное воздействие на работу всех внутренних органов, желез внутренней секреции, нервную систему и тем самым помогает излечиванию многих заболеваний.

Йога является одной из шести ортодоксальных систем индийской философии, исповедование и следование канонам которой должно привести к соединению души человека с абсолютной душой, объединению личности с Космосом. В этом - цель жизни йогов. А на пути к ее достижению является формирование «искусства трех умений»: 1 — мышечного расслабления, 2 — рационального дыхания, 3 — концентрации внимания.

Основными методами, формирующими такие умения, являются:

 противоположность способов воздействия на организм;

 сочетание в упражнении физических напряжений и расслаблений;

 сочетание активно-пассивных мышечных действий (движений и статических напряжений) с дыхательными;

 построение занятий йогой по принципу «напряжение-расслабление »;

—           многообразие соответствующих статических поз;

—           полное дыхание (глубокое дыхание по схеме «вдох-выдох» — «выдох-вдох» — «выдох-пауза-вдох»), выполняемое с конкретной количественной дозировкой в целом и по частям.

Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка санскрита означает «союз,, соединение, связь, единение, гармония».

Здесь этот термин рассматривается как единение физического и психического состояния человека, как гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека.

Йога — это прежде всего совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности.

Итак, йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека: физического, умственно-эмоционального (психического) и духовного.

Йога ставит своей целью достижение такой гармонии. Хотя цель одна, но достигается она различными аспектами йоги: Крия-йога, Хатха-йога, Раджа-йога, Карма-йога, Джнана-йога, Бхакти-йога, Лая-йога, Мантра-йога и так далее.

Хатха-йога дает возможность человеку стать полновластным хозяином своего тела.

Все аспекты йоги в какой-то степени взаимно дополняют друг друга и в то же время деление йоги на подобные аспекты в методическом плане позволяет заниматься йогой всем людям, независимо от пола, возраста, национальности, религиозной принадлежности, профессии. Это дает возможность учитывать индивидуальную особенность каждого ученика, его духовную склонность и стремления.

В Индии существует много различных школ, то есть направлений в преподавании йоги, которые имеют некоторые незначительные методические различия.